Персональный сайт учителя - логопеда МБДОУ №6 Прохоренко Марины Алексеевны
Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности ( третий уровень ОНР) Лексическая тема «Дикие животные зимой» Тема занятия « «путешествие на снегоходе»)Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности ( третий уровень ОНР) Лексическая тема «Дикие животные зимой» Тема занятия « «путешествие на снегоходе») Вид занятия- по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи Тип занятий : интегрированное Форма проведения: игра-путешествие Цель Развитие экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе обогащения представлений об окружающем по лексической теме «Дикие животные» Коррекционный-образовательные задачи: Грамматический строй речи: Продолжать формировать умения образовывать ,использовать в речи, согласовывать 1.1. притяжательные прилагательные с именами существительными единственном числе :(заячий, волчий, , лисий, кабаний) 1.2.прилагательные с именами существительными в роде, числе и именительном падеже : «Какой?», «Какая?», «Какие?» (Животные -дикие, , голодные. Заяц- белый, серый, быстрый, трусливый, длинноухий. Лиса- быстрая, ловкая, шустрая, пушистая, красивая, рыжая, хитрая. Волк — злой,голодный, серый, зубастый, лохматый. Дикий кабан -серый, свирепый, голодный, злой, сердитый). Развитие связной речи: 1. Продолжать совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. 2. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи Сенсорно-познавательное развитие 1. Учить создавать предметные изображения, используя в качестве эталона плоскостные фигуры (использование лоскутного конструктора) 2.развивать мелкую моторику . Коррекционный-развивающие задачи Грамматический строй речи: 1.Разивать навыки словообразования.(лиса-лисий, волк-волчий, ,, заяц-заячий, кабан-кабаний) Развитие связной речи: 1. Закреплять у детей навык использования в речи простых предлогов : за, под, в ( Развитие фонетической стороны речи: 1.Продолжать формировать правильное речевое дыхание и длительный речевой выдох. Коррекция произносительной стороны речи: 1. Закреплять правильное произношение звуков в речевой деятельности. Формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская деятельность: 1.Продолжать учить устанавивать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью животными Сенсорно-позавательное развитие: 1.Дифференцировать понятие цвет, форма, величина Развитие психических функций 1.Развивать зрительное внимание и память в работе с лоскутным формами Конструкторско- модельная деятельность: 1.Совершенствовать навык моделирования по образцу, схеме. Коррекционный-воспитательные задачи: 1. Продолжать учить понимать смысл правил поведения в окружающей среде. 2.Продолжать учить работать вместе со сверстниками, выполняя коллективную работу. 3.Воспитывать доброжелательность, дружелюбие, культуру общения и поведения. Активизация словаря: дикие животные, , голодные. белый, , быстрый, трусливый, длинноухий, быстрая, ловкая, шустрая, пушистая, красивая, рыжая, хитрая; злой,голодный, серый, зубастый, лохматый; , свирепый, голодный, злой, сердитый клыкастый; заячий, волчий, , лисий, кабаний, природа нашего края, природа нашей местности, дикая природа, кормовая площадка, снегоход, треугольник, прямоугольник, круг, лоскутный Методы: словесный, практический, наглядный, игровой Приемы: Словесный: вопрос, подсказка, речевой образец, вопрос-ответ наглядный(видеослайд, презентация, картинки) практический: упражнения, показ игровой- речевые дидактические упражнения, дыхательная гимнастика, лоскутный конструктор Технологиии: Здоровьесбкрегающие : использование физминуток, дыхательных упражнений элементы технология деятельностного метода «Ситуация»(Л.Г. Петерсон, А.И. Буренина, Е.Ю. Протасова) : учет личного опыта, механизм мотивации и выбора деятельности развивающего обучения : использование лоскутного конструктора (Г.В. Урадовских) игровой- речевые дидактические упражнения, игровая ситуация Оборудование, дидактический материал: Интерактивная доска, компьютер, стул для каждого ребенка Презентация со слайдами: видеосообщение; снегоход; метель; презентация с животными нашего края. бутылочка с крупным пенопластом, трубочка на каждого ребенка (игровое упражнение «Снег-снежок») детали лоскутного конструктора по схеме «Снегоход» для основы формата А3, детали лоскутного конструктор по схеме «Дикое животное» для основы формата А4; схема «Снегоход» схема «Дикое животное» карточки с изображением : морковь и ветка; ягоды и мышка; кора и ветки; шишки и орехи, мясо. Корзина для корма( карточек)
Ход нод: Вхожу с детьми в группу (дети идут друг за другом). и начинаю четко проговаривать: - собрались мы в ровный круг (протягивая руку детям, завожу круг) -я твой друг и ты мой друг (обращаясь к детям слева и справа) - крепко за руки возьмемся (крепче сжимаем руки друг друга) - и друг другу улыбнемся!( улыбнуться обращаясь к детям слева и справа). Улыбнемся и поприветствуем гостей, которые как и я, сегодня пришли в ваш детский сад! Здравствуйте! Перехожу ближе к интердоске. Ребята, внимание! Прослушайте сообщение! ( включаю сюжет: диктор сообщает) «Внимание. Внимание! Передаем важное сообщение!; – громко, тревожно! С наступлением зимы в Пролетарском районе установилась морозная погода. Снег замел дороги в лесостепной зоне. Очень тяжело приходится в это время диким животным. Корм засыпан снегом. Животные голодают. Из-за глубокого снега они не могут пробраться и к кормовой площадке. Чтобы животные не погибли от голода необходимо расчистить площадку и найти корм. Животные ждут помощь! Вот какая беда случилась с животными нашего края. А как вы думаете мы можем помочь? (Да). А как? (расчистить площадку и найти корм). А кто знает, что такое кормовая площадка. ( Там животные кушают, Люди, которые заботятся о животных привозят корм) А как туда добраться? На чем? Ответы: на машине, поезде, автобусе, на вертолете, на лыжах, санках. ( если ребенок назвал снегоход – похвалить его и предложить….) - …В метель , по глубокому снегу не проехать не на автомобиле, не на автобусе, а вертолет не сможет приземлиться на глубокий снег -Я предлагаю вам оправиться в путешествие на снегоходе. - Согласны? Ответы: согласны! - А вы знаете, что такое снегоход? (нет, да, ) -Снегоход –это машина, которая передвигается по снегу в любой зон. Для снегохода не страшен не мороз, не снег, не метель! (во время проговаривания на интердоске фото снегохода) -И я вам предлагаю его собрать из деталей лоскутного конструктора. Переходим к столу.(обращаю внимание, что детали этого конструктора мягкие, так как сделаны из кусочков ткани-лоскутков, поэтому называется лоскутный.) Перед вами схема снегохода и детали лоскутного конструктора-геометрические фигуры. На лоскутной мягкой основе по заданной схеме выкладываем вместе фигуры так, чтобы получился настоящий снегоход.(схема дополнительно выведена ( дети выкладывают снегоход, а я наблюдаю за выполнением задания детьми, подсказываю, еще раз спрашиваю, что конструируем). Как называется машина, которую вы построили. (Снегоход). А из каких геометрических фигур вы собрали снегоход (Прямоугольник, круг, квадрат, треугольник). - Молодцы, ребята! Вы справились! И теперь мы отправляемся в путь! -Занимайте места! (показыаю на стулья - ( а в это время читаю… Леса и степи снегом обелели, Сейчас нам очень нужен снегоход, Ни сильный снег со вьющейся метелью Не сможет остановить наш снегоход. ( слайд 2 лес с метелью то сильная, то слабая). За окном метель дует то сильно, то слабо. А У меня есть снег-снежок, который умеет превращаться в метель, если дуть на него правильно. Хотите снег-снежок превратить в метель? Предлагаю дыхательное упражнение…..
Вот и стихла метель… Не видно никого. ( СЛАЙД 3 степная заснеженная зона за окном из движущегося снегохода)-=по презентации ( слайд 4 ( слайд 4 лиса в снегу или - Ребята, посмотрите, чей это хвост? (это лисий хвост! (напоминаю, что отвечать надо полным ответом, не перебивать друг друга , поднимать руку, если желаете ответить) -все согласны? (спрашиваю еще 1-2 человека) - значит Кто спрятался в снегу? (показывая на слайд 4) - в снегу спряталась лиса ( вывести слайд 5 лиса ) (одобряю правильные ответы) (слайд 6 заяц под кустом) - А это чей хвост? Ответы: - это заячий хвост! ((напоминаю, что отвечать надо полным ответом, не перебивать друг друга , поднимать руку, если желаете ответить - все ребята согласны? (Еще 1-2 человека спрашиваю) -Значит, кто спрятался под кустом? - Под кустом спрятался заяц. Вы согласны? - согласны (вывести слайд 7заяц перед кустом). Одобряю. (слайд - А это чей хвост? - А это чей хвост? Ответы: - это волчий хвост! (напоминаю, что отвечать надо полным ответом, не перебивать друг друга , поднимать руку, если желаете ответить - вы согласны? - да! (спрашиваю 1-2 детей) - значит Кто спрятался за сугробом? - за сугробом спрятался волк Вы согласны? (Еще 1-2 человека спрашиваю)* (вывести слайд волк )
(слайд - А это чей хвост? Ответы: - это кабаний хвост! (напоминаю, что отвечать надо полным ответом, не перебивать друг друга , поднимать руку, если желаете ответить - вы согласны? - да! (спрашиваю 1-2 детей) - значит Кто спрятался за кустом? - за кустом спрятался кабан Вы согласны? (Еще 1-2 человека спрашиваю)* (вывести слайд кабан) ) Эти животные живут в нашей местности, в нашем природном крае. А как их можно назвать по-другому.(Дикие). Правильно, молодцы. А почему их называют дикими (Они живут не рядом с человеком, а в дикой природе. Они сами добывают себе корм).Молодцы, вы правильно думаете. -Ребята, метель стихла, мы можем выйти из снегохода . Ребята, я хочу вас предупредить, что хозяева дикой природы -животные. Они не любят шума. Мы будем осторожны. (По ходу к площадке проговариваю (Физминутка) (Снег-снежок, снег-снежок, (Сжимаем и разжимаем кулачки.) По дороге стелется. (Разглаживаем руками дорожку.) Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица, (Снова сжимаем и разжимаем кулачки.) Снег-снежок, снег-снежок, (Сжимаем и разжимаем кулачки.) Разметем дорогу! («Разглаживаем» дорожку.) (незаметно подходим месту, где расклыдываем корм) Смотрите , вот по снегом корм.(Пока не показываю). Угадайте, кто его любит ?Рыжая, пушистая, хитрая…кто? (Лиса). Переворачиваю картинку. Вы согласны? А кто думает по -другому? Идем дальше. проговариваем: Снег-снежок, снег-снежок, (Сжимаем и разжимаем кулачки.) По дороге стелется. (Разглаживаем руками дорожку.) Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица, (Снова сжимаем и разжимаем кулачки.) Снег-снежок, снег-снежок, (Сжимаем и разжимаем кулачки.) Разметем дорогу! («Разглаживаем» дорожку.) Смотрите , вот по еще снегом корм. Угадайте, кто его любит ?Белый, серый, быстрый, трусливый, длинноухий...кто) (Заяц) далее...(кабан, волк)
Вы, ребята, молодцы! Корм для животных отыскали. Теперь надо, чтобы его нашли животные, которых вы назвали. И в этом нам опять поможет лоскутный конструктор. (на столе схема одного животного и детали только на эту схему)Попрошу подойти к столам, где расположены схемы и детали лоскутного конструктора. (Дети рассаживаются, а я в это время напоминаю о правилах посадки за столом- не забывайте, ребята, за столом сидят ровно, спина прямая, ноги вместе).На мягкой лоскутной основе надо разложить фигуры так, чтобы получилось животное, которое у вас на схеме. Ребята выполняют задание (Подхожу к каждому. Если требуется помощь-оказываю так, чтобы не мешать остальным. Предупреждаю, что если необходима моя помощь, надо будет поднять руку, и я обязательно подойду). Итак, прошу взять животное, которое у вас получилось и подойти к той карточке с изображением корма, которым питается это животное.(Картинки можно разложить по кругу, чтобы удобнее было вести беседу с детьми). Слушать будем друг друга внимательно. А еще помогать ответами. Олег и Рома выбрали этот корм (показываю). Скажи Рома, кто это? (Это Заяц). А заяц к какой (быстрый, длинноухий, белый).(Олег, помоги Роме., какой заяц?) А из каких геометрических фигур выложили зайца? (Рома из таких же фигур ты сделал зайца) (Все ребята согласны с ……, а с чем не согласны, кто хочет добавить?.....) Так же про лису, волка и кабана. Молодцы, ребята. Вместе, дружно выполнили задание. Животных оставляем на кормовой площадке, ведь им необходимо подкрепиться. А нам пора возвращаться. Эх, снег-снежок, снег-снежок, (Сжимаем и разжимаем кулачки.) Разметем дороги! («Разглаживаем» дорожку.) Ребята, а вы не забыли на чем мы будем возвращаться? (на снегоходе) Тогда рассаживаемся. Нас уже ждут в детском саду. Мне было, ребята, с вами очень интересно! Вы справились с очень важным заданием? А что же мы сегодня делали? (Расчищали снег, кормили животных , спасали от голода., строили снегоход, собирали животных из конструктора (какого-лоскутного) А кого именно кормили (зайца, лису, волка, дикого кабана). Как можно назвать одним словом всех животных? (дикие). Вот мы и в детском саду. Теперь много интересного из нашего путешествия вы расскажете ………..(И.О. воспитателя), мамам и папам. До свидания 5 февраля 2017 в 01:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.